Подбор персонала в сфере обслуживания имеет свои сложности и нюансы. Отдельного разговора заслуживает подбор персонала на должность официанта в ресторанном бизнесе.
При подборе персонала на должность официанта необходимо учитывать большое количество факторов во время их будущей адаптации.
На должность официанта претендует ограниченное количество специалистов высокого уровня. В основном в ресторан приходят устраиваться люди без опыта работы в данной сфере. Или же приходят люди с нулевым опытом работы, как правило студенты.
Еще одна сложность – очень высокий уровень текучести кадров, который зависит от эффективности организации подбора персонала, и качественной программы адаптации новых специалистов.
Почему такая текучесть новых официантов?
На должность официанта часто приходят устраиваться люди, которые не имеют никакого опыта работы в принципе. Они сами еще не знают, чего хотят в плане карьеры. Знаний совершенно никаких – значит на их обучение нужно потратить много времени. И не факт, что все научатся.
Попадаются еще кандидаты на должность официанта с не серьёзным отношением к работе. Их мотивация к работе очень низкая. Они относятся к этой работе как к временной. Такие люди показывают низкий уровень отдачи на работе.
Какие критерии отбора новичков официантов важны для их успешной адаптации?
- Способность к обучению. Необходимо много времени для обучения официантов без опыта работы.
- Хорошая память. Новичку официанту придётся запоминать большие объемы информации. Необходимо выучить наизусть меню, запомнить все ингредиенты каждого блюда, и другую важную информацию.
- Умение налаживать контакт и умение продавать. Официант выполняет функцию продавца, обслуживая посетителей ресторана.
- Не конфликтность и стрессоустойчивость. Клиенты в сфере обслуживания бывают разные.
- Позитивное мышление и доброжелательность.
- Пунктуальность. При отсутствии официанта на работе клиенты просто уйдут, не дождавшись обслуживания.
- Мотивация. Официант – не легкая работа.
Трудности в процессе адаптации новичков официантов
- Длительный период обучения перед испытательным сроком. Необходимо обучение для новичков без опыта работы для качественной адаптации.
- Реальность на работе не совпадает с ожиданиями официанта до трудоустройства
- Несовершенная система оплаты.
- Должность официанта многофункциональна. Нужно быть и уборщиком, и продавцом, и что-то знать о кулинарии.
- Официанты без опыта работы столкнутся с необходимостью обслуживать клиентов, разрешать конфликтные ситуации, уметь правильно разговаривать с посетителями.
Что приводит к решению уволиться новичков официантов?
Система оплаты для официантов.
Когда человек читает объявление о работе – там написано, что он будет зарабатывать в месяц 10000 грн. или даже больше. Приходит он на собеседование, и менеджер по персоналу подтверждает, что если он будет хорошо работать, то может заработать такую сумму и даже больше. Человек соглашается у вас работать официантом. Он выходит на испытательный срок, много всего учит, очень старается, а денег не получает совсем.
Почему так произошло новичок не понимает. Он очень много трудился, учил меню, выполнял всё, что от него требуется, преодолевал страх общения, учился продавать блюда посетителям. Оказывается, система оплаты несовершенна. Заработать обещанную сумму в 10000 грн. возможно только с 3 месяца работы, или через полгода.
Дело в том, что многие заведения в сфере ресторанного бизнеса платят официантам только чаевые и маленький процент от стоимости блюд, которые продал официант. Пока новичок учится, он обслуживает мало людей, и естественно делает это неумело, значит заработает ничтожно маленькую сумму. Даже когда новый официант научится качественно обслуживать посетителей, он не сразу заработает много денег. Нужно несколько месяцев, чтобы к нему шли постоянные клиенты, чтобы он знал и учитывал все особенности этой работы. Только тогда получится заработать обещанную зарплату, при условии, что ресторан или кафе популярны, и что на данный момент сезон для ресторанного бизнеса.
Представьте себя на месте этого официанта. Работаешь много – денег мало. Как вы думаете, насколько быстро вам захочется уволиться?
Взаимодействие с давно работающими официантами.
Они часто новичкам рассказывают все сложности будущей работы в самом плохом свете. Этому есть две причины. Первая – они устали от работы, обиженны на начальство. Вторая причина — они осознанно пугают новичков страшилками поскольку воспринимают их как конкурентов.
Пунктуальность официанта.
Ещё один важный критерий при отборе людей на эту должность. Сотрудники сферы обслуживания не имеют права опаздывать без веских на то причин, ведь клиенты не будут ждать. Если вам попадется человек, который не чувствует времени и не умеет приходить вовремя – все остальные его способности не важны – нужно увольнять. Если конечно он сам первый не принял такого решения.
Уровень коммуникабельности.
Менеджеру по персоналу рекомендую подобрать ряд вопросов и заданий, чтобы на собеседовании определить компетенции коммуникабельности и способность продавать. Официант не умеющий связать два слова – очень странный официант. Люди, которые умеют красиво говорить с клиентами, но для них работа с людьми в тягость – однозначно долго не выдержат на должности официанта.
Мотивация работника.
Менеджеру по персоналу необходимо узнать планы кандидата на будущее. Нужно расспросить о желании человека делать карьеру сфере обслуживания. Также следует исследовать что мотивирует этого человека. Возможно он думает, что хочет работать официантом, не представляя всей картины в реальности. Важно узнать на собеседовании кандидат воспринимает эту работу как временную или первую ступеньку в карьере.
Эти трудности лежат на поверхности, которые часто не замечают менеджеры по персоналу и руководители.
Здесь описаны только некоторые сложности, с которыми столкнется менеджер по персоналу или руководитель, при подборе персонала на должность официант. На самом деле всё намного сложнее. Поскольку в каждой организации свои особенности и подводные камни.
Хорошо подготовьтесь к собеседованию при поиске официантов. Организуйте эффективную программу адаптации новых сотрудников. Учитывайте предыдущий опыт при подборе новых работников.
Пусть к вам придут самые умные, работоспособные и позитивные официанты.