Все люди — пунктуальные, ответственные и коммуникабельные, если следовать логике большинства резюме. Вспомните резюме, которые вы просматривали. В конце все пишут дополнительные сведения или о себе. И там перечисляют практически одинаковые компетенции.
Конечно это не так. Компетенции – понятие намного шире. И главное – это очень полезная штука при подборе и управлении персоналом.
Компетенции – набор способностей и качеств человека (в профессиональном плане).
Детально описав набор этих качеств будущего кандидата на вакансию, удобно готовиться к собеседованию, составлять анкету.
Умение точно составить список компетенций должности поможет вам в работе по адаптации, мотивации и оценке персонала.
Компетенции можно разделить по уровням:
1. Личностные компетенции – индивидуальный набор качеств, которым уже нельзя обучить. Или развитие такой способности требует длительного периода времени. А нам уже сейчас нужен такой человек. Такими компетенциями могут быть:
- Быстрая обучаемость
- Клиенториентированность
- Умение их убеждать
- Умение влиять на людей
- Творческий подход
- Аналитическое мышление
- Лидерские качества
2. Корпоративные компетенции – способности, которые особенно ценят в компании. Они соответствуют видению руководства, каким должен быть подчиненный. Если начальник на физическом уровне не переносит опаздывающих работников, то компетенция пунктуальность особо ценится в этой организации. Когда в компании прогрессивный руководитель сам постоянно развивается, то он ценит стремление людей к обучению, самосовершенствованию.
- Пунктуальность
- Организованность, умение выполнять все в оговоренные сроки
- Исполнительность, послушность
- Самостоятельность, инициативность – умение принимать решения в своей зоне ответственности
3. Управленческие компетенции – набор навыков и умений, необходимых для управления и взаимодействия с подчиненными.
- Умение мотивировать подчиненного
- Навык ставить цели и разбивать их на задачи
- Планирование
- Нацеленность на результат
- Умение осуществлять контроль над выполнением поставленных задач
4. Технические компетенции – специфические знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функциональных задач. Они разрабатываются под конкретную должность.
Также компетенции разделяют на:
1. Информационные компетенции – навыки работать с информацией, искать ее, обрабатывать, анализировать и передавать.
2. Учебно-познавательные компетенции – комплекс умений и способностей обучаться. При динамичной работе обучение и развитие сотрудника зависит от того, как он ставит цели, планирует, внедряет, действует в нестандартных ситуациях, развивается в целом.
3. Коммуникативные компетенции — набор качеств и навыков для успешного взаимодействия с окружающими людьми. Важно – умеет ли сотрудник работать в команде, умеет ли подчиняться, руководить, использовать различные социальные роли.
Список компетенций для каждой должности необходимо писать как можно детальнее.
Давайте рассмотрим компоненты компетенции «коммуникабельность».
- Телефонные переговоры
- Активные переговоры
- Умение убеждать, повести за собой коллектив
- Приятная речь
- Правильная дикция
- Положительная речь
- Умение налаживать контакт с командой
- Налаживать контакт с незнакомыми людьми
- Способность к компромиссам
- Умение общаться с конфликтными людьми
Правильно и детально сформулированные компетенции дают возможность повысить эффективность управления персоналом. Применять компетенции возможно в системе подбора, адаптации, мотивации, обучения, оценки персонала и т.д.
Для самого сотрудника компетенции являются возможностью лучше понять свои сильные и слабые стороны, лучше понимать, предъявляемые к нему требования, понимать направление развития в профессиональном плане.
Посмотреть пример списка «24 компетенции менеджера по продажам».