Компетенции – что это? Зачем они нужны?

компетенции сотрудниковВсе люди — пунктуальные, ответственные и коммуникабельные, если следовать логике большинства резюме. Вспомните резюме, которые вы просматривали. В конце все пишут дополнительные сведения или о себе. И там перечисляют практически одинаковые компетенции.
Конечно это не так. Компетенции – понятие намного шире. И главное – это очень полезная штука при подборе и управлении персоналом.
Компетенции – набор способностей и качеств человека (в профессиональном плане).

Детально описав набор этих качеств будущего кандидата на вакансию, удобно готовиться к собеседованию, составлять анкету.

Умение точно составить список компетенций должности поможет вам в работе по адаптации, мотивации и оценке персонала.

Компетенции можно разделить по уровням:
1. Личностные компетенции – индивидуальный набор качеств, которым уже нельзя обучить. Или развитие такой способности требует длительного периода времени. А нам уже сейчас нужен такой человек. Такими компетенциями могут быть:

  • Быстрая обучаемость
  • Клиенториентированность
  • Умение их убеждать
  • Умение влиять на людей
  • Творческий подход
  • Аналитическое мышление
  • Лидерские качества

2.  Корпоративные компетенции – способности, которые особенно ценят в компании. Они соответствуют видению руководства, каким должен быть подчиненный. Если начальник на физическом уровне не переносит опаздывающих работников, то компетенция пунктуальность особо ценится в этой организации. Когда в компании прогрессивный руководитель сам постоянно развивается, то он ценит стремление людей к обучению, самосовершенствованию.

  • Пунктуальность
  • Организованность, умение выполнять все в оговоренные сроки
  • Исполнительность, послушность
  • Самостоятельность, инициативность – умение принимать решения в своей зоне ответственности

3. Управленческие компетенции – набор навыков и умений, необходимых для управления и взаимодействия с подчиненными.

  • Умение мотивировать подчиненного
  • Навык ставить цели и разбивать их на задачи
  • Планирование
  • Нацеленность на результат
  • Умение осуществлять контроль над выполнением поставленных задач

4. Технические компетенции – специфические знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функциональных задач. Они разрабатываются под конкретную должность.

 

коммуникативные компетенции

Также компетенции разделяют на:

1. Информационные компетенции – навыки работать с информацией, искать ее, обрабатывать, анализировать и передавать.
2. Учебно-познавательные компетенции – комплекс умений и способностей обучаться. При динамичной работе обучение и развитие сотрудника зависит от того, как он ставит цели, планирует, внедряет, действует в нестандартных ситуациях, развивается в целом.
3. Коммуникативные компетенции — набор качеств и навыков для успешного взаимодействия с окружающими людьми. Важно – умеет ли сотрудник работать в команде, умеет ли подчиняться, руководить, использовать различные социальные роли.

Список компетенций для каждой должности необходимо писать как можно детальнее.

Давайте рассмотрим компоненты компетенции «коммуникабельность».

  • Телефонные переговоры
  • Активные переговоры
  • Умение убеждать, повести за собой коллектив
  • Приятная речь
  • Правильная дикция
  • Положительная речь
  • Умение налаживать контакт с командой
  • Налаживать контакт с незнакомыми людьми
  • Способность к компромиссам
  • Умение общаться с конфликтными людьми

Правильно и детально сформулированные компетенции дают возможность повысить эффективность управления персоналом. Применять компетенции возможно в системе подбора, адаптации, мотивации, обучения, оценки персонала и т.д.

Для самого сотрудника компетенции являются возможностью лучше понять свои сильные и слабые стороны, лучше понимать, предъявляемые к нему требования, понимать направление развития в профессиональном плане.

Посмотреть пример списка «24 компетенции менеджера по продажам».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *