Что такое адаптация персонала? Зачем нужна организация процесса адаптации?

адаптация персоналаМногие управленцы, менеджеры по персоналу последним этапом подбора персонала считают – прием на работу подходящего кандидата.
Есть еще один важный этап – адаптация сотрудника в компании. От этого этапа зависит эффективность подбора персонала.

Что такое адаптация сотрудника в компании?

Адаптация персонала – это процесс приспособления сотрудника в компании, к коллективу, к условиям труда, к принятым нормам и правилам в этой компании.

3 уровня адаптации персонала

  1. Организационный – приспособление нового сотрудника к правилам, нормам и традициям компании. Привыкание ко всему, что касается организационных моментов – рабочий график, информационное взаимодействие между отделами, правила прохождения испытательного срока и другие условия труда.
  2. Профессиональный – приспособление работника к правилам выполнения его непосредственной работы. Даже для людей с опытом могут быть в новинку правила и подход к работе в новой компании.
  3. Социально-психологический – приспособление сотрудника к коллективу, новым людям, способам коммуникации и взаимодействия, принятым в этой компании.

2 направления адаптации новых сотрудников

  1. Первичная адаптация работника при принятии на работу сотрудника без какого-либо опыта работы, например, выпускники вузов. Такой процесс адаптации будет продвигаться медленнее и сложнее, поскольку работнику нужно приспосабливаться ко всем правилам и особенностям на всех уровнях адаптации.
  2. Вторичная адаптация работника происходит при принятии на должность человека с опытом работы. Такой процесс адаптации может пройти быстрее и легче.

Если процесс адаптации не регламентировать, что будет?

Когда процесс адаптации в компании пускают на самотек – снижается эффективность подбора персонала. Чаще случаются увольнения на этапе испытательного срока. Поэтому приходится снова тратить время и ресурсы на поиск необходимого сотрудника.

Процесс адаптации регламентировать нужно в средних и больших организациях. В маленьких компаниях нет большой необходимости.

Больше внимания нужно уделить регламентации адаптации на должности руководителей, ключевых специалистов и работников офиса.
Для рабочих специальностей нужна минимальная регламентация.

Что дает организация процесса адаптации?

  • Вхождение сотрудника в должность происходит быстрее
  • Качественная оценка компетенций работника и его уровень квалификации
  • Экономия времени и ресурсов при поиске персонала
  • Уменьшение количества увольнения работников во время испытательного срока (по собственному желанию и со стороны администрации)
  • Профессиональное развитие для руководителей разного уровня. Поскольку во время процесса адаптации именно руководители отвечают за его выполнение, становятся наставниками для новичков.
  • Снижение количества возможных ошибок во время вхождения сотрудника в должность и интеграции его в коллективе.
  • Увеличивает мотивацию сотрудников

Подходы к организации адаптации

1. «Оптический» подход осуществляется по принципу «вы работайте, а мы посмотрим и потом видно будет как будет». Практически это вариант, когда процесс адаптации пускают на самотек.
Это приводит к увеличению количества увольняющихся во время испытательного срока. Также увеличивается затраченное время и ресурсы на поиск новых работников. Новые работники чувствуют несерьезный подход к работе в такой компании.

Такой подход возможен, где можно обойтись без регламентации процесса:

  • для поиска персонала на рабочие специальности,
  • для подбора персонала в маленьких компаниях, адаптации.

2. «Армейский» подход заключается в принципе «чем труднее в обучении, тем легче в бою». На практике – это намеренное усложнение процесса адаптации. Для нового сотрудника создают тяжелую обстановку, никто не вводит в курс дела, дают сложные задания, ни один из коллег не дает никакой информации. В такой обстановке выживает сильнейший.

Минусы такого подхода

  • Самый высокий уровень увольнений в первые недели работы.
  • Управленцу, менеджеру по персоналу нужно находится в постоянном поиске персонала.
  • Работник после увольнение очень обозлен – вносит такого работодателя в черный список, что негативно влияет на имидж компании в целом.
  • Психологический климат в такой компании можно охарактеризовать только негативно.

Уместен армейский подход только при подборе работников на должности с постоянным невероятно высоким уровнем стресса.
Мое личное мнение – минусов у такого подхода слишком много, чтобы его использовать.

3. «Партнерский» подход проявляется в грамотной организации процесса адаптации. Для новых сотрудников составляется программа обучения, знакомства с коллективом, внедрение в должность, используется система наставничества.
При партнерском подходе учитывается максимальное количество факторов, которые влияют на эффективность адаптации нового сотрудника. Процесс адаптации четко регламентирован и реализуется на практике.

Использование партнерского подхода является показателем качественного умного руководителя и очень развитой компании.

Для составления эффективной программы адаптации новых сотрудников необходимо понимать адаптацию с точки зрения сотрудника и знать все этапы процесса адаптации персонала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *